Для русских монахов и паломников Афон всегда был ориентиром православной духовности. Первое документальное свидетельство о русском присутствии на Афоне, 1000-летие которого отмечается в нынешнем году, содержится в акте Великой Лавры за февраль 1016 года. В этом документе в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Эта «обитель Роса» идентифицируется как Ксилургу ("монастырь Древодела»), который был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. По-видимому, игумен Герасим подвизался на Афоне в одно время с преподобным Антонием, основателем Киево-Печерской Лавры, который прожил на Афоне около 10 лет в конце X – начале XI веков. По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Святой Горе в пещере близ Эсфигмена, отчего его именуют на Афоне Антонием Эсфигменским. Средоточием русского монашества на Афоне стал с 1169 г. Свято-Пантелеимонов монастырь. Другими центрами российского присутствия на Святой Горе считались скиты Старый Русик и св. Илии пророка. С Афона ведут свое происхождение многие русские святые, такие как преподобные Сергий Нуромский, Арсений Коневский, Нил Сорский, Паисий Величковский, Максим Грек, Силуан Афонский, Аристоклий Афонский.